наши новости
Значение катарсиса в аналитико-катартической терапии
А. А. Александров Аналитико-катарт Работа над созданием современной модели патогенетической психотерапии, проводимая на протяжении двадцати с лишним лет, была вызвана стремлением к усилению ее эффективности и сокращением сроков лечения. Созданная в 30-х годах прошлого века, патогенетическая психотерапия прошла в своем развитии три этапа. Первый этап связан с деятельностью В. Н. Мясищева и его сподвижников (Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий) – это первоначальная версия конфликтцентриро Интеграция групповой динамики, естественно, не могла решить (да и не ставила перед собой такую задачу) всех проблем индивидуальной патогенетической психотерапии. Б. Д. Карвасарской неоднократно указывал на «недостаточную разработанность» ее метода. В значительной степени это связано с историей становления патогенетической психотерапии, которое происходило под влиянием двух ведущих в то время методов психотерапии – рациональной психотерапии П. Дюбуа и Ж. Дежерина и психоанализа. Мясищев отмечал, что несомненная заслуга З. Фрейда заключается в том, что он первый понял значение истории личности в патогенезе невроза. Этот исторический подход к больному, который не предусматривался методом Дюбуа [5], лег в основу патогенетической психотерапии. В то же время патогенетическая психотерапия не могла принять метода свободных ассоциаций, предназначенного для прямого анализа «бессознательног Другим слабым местом патогенетической психотерапии является недостаточное использование ею катартических механизмов психотерапии при том что ее создателями постоянно подчеркивалась важность того, чтобы психотерапевтиче Таким образом, патогенетической психотерапии недоставало технических средств, предназначенных для приведения в движение или усиления катартических механизмов лечебного действия психотерапии. Конечно, катарсис может происходить и без применения специальных технических приемов как спонтанное завершение процесса проработки эмоционально значимых переживаний. В этих случаях катарсис выступает как один из механизмов, или факторов, лечебного действия. В процессе работы с пациентом психотерапевт создает условия для возникновения катарсиса. Здесь многое зависит от личности терапевта, его сочувственного отношения к пациенту, доверительности, умению вызвать пациента на откровенность и самораскрытие. Именно эти качества способствуют спонтанному включению катартических механизмов терапии. Яковлева отмечала, что далеко не все пациенты, подвергнутые патогенетической психотерапии, выздоравливают от невроза. У некоторых отмечается лишь временное улучшение, у других же не удается добиться даже некоторого улучшения. Не связано ли это частично с тем, что патогенетической психотерапии недоставало технических приемов в работе с переживаниями пациентов, предназначенных для «вызывания катарсиса»? В нашу задачу входило создание на основе патогенетической психотерапии более доступного для пациентов, более массового и эффективного метода психотерапии, к тому же более привлекательного для современных психотерапевтов, с учетом достижений зарубежной психотерапевтиче Поскольку разработанная модель позиционирует себя в качестве самостоятельного метода психотерапии, возникает необходимость более пристального рассмотрения терапевтического значения и статуса катарсиса в аналитико-катарт Психоанализ ограничивает катарсис терапевтическим эффектом эмоционального отреагирования – разрядке эмоции, связанной с вытесненным ранее переживанием. На заре психоанализа считалось, что отреагирование терапевтично само по себе, независимо от того, понимает ли пациент важность вытесненного переживания. Вызывая катарсис у своих пациентов в состоянии гипноза, Фрейд скоро (1895) пришел к убеждению, что одного катарсиса недостаточно для терапевтического изменения и, отказавшись от этого метода, начал практиковать открытый им психоанализ с его ориентацией на осознание (инсайт), которого Фрейд добивался с помощью интерпретаций свободных ассоциаций и сновидений. Само понятие катарсиса было заменено Фрейдом на «абреакцию», которую стали рассматривать как терапевтически хотя и полезный, но отнюдь не основной механизм лечебного действия, как предпосылку для эффективной психотерапии. Именно в таком ракурсе рассматривался катарсис в клиент-центриров Трудность теоретического обоснования катартического метода, с которой сталкивается АКТА, состоит в том, что в психотерапии понятия катарсис и абреакция зачастую употребляются как синонимы: катарсис рассматривается как сугубо эмоциональный процесс, не связанный с инсайтом. Говоря о том, что катарсиса недостаточно, Ирвин Ялом в обоснование этого умозаключения пишет: «В конце концов, мы все испытываем эмоциональные переживания, иногда очень сильные, на протяжении всей жизни, однако далеко не всякое переживание ведет к изменению» [15]. Какое же переживание ведет к изменению, а какое – нет? Если под переживанием понимать сугубо эмоциональный процесс, то одних эмоций, пусть даже очень выразительных, пожалуй, не достанет, чтобы разрешить какую-либо сложную жизненную ситуацию. Однако именно такая точка зрения на переживание разделяется многими теоретиками психотерапии. В гештальт-терапии катарсис – это проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания и т.п.), обычно приводящее к исчезновению чувства подавленности, разрядке напряжения или дедраматизации. В гештальт-терапии На практике такой дискретный подход оборачивается разработкой и использованием техник, адресованных к той или иной психической модальности: мышлению, эмоциям, поведению. Например, в рационально-эмот Ф. Е. Василюк различает два понимания переживания: переживание-деят В аналитико-катарт |
Понятия «интеллектуально Аналитико-катарт Диалог в АКТА – это процедура (процесс), благодаря которой невидимая внутренняя работа пациента (его переживания) становится внешне видимой для терапевта, что позволяет ему вмешиваться в эту внутреннюю работу и изнутри направлять ее, преодолевая сопротивление пациента. Это процесс экстериоризации внутренней проработки конфликтной ситуации, вызывающей тяжелые переживания. Катарсис – метод очищения от страхов, тревоги, депрессии, гнева, ненависти и прочих негативных эмоций и переживаний в процессе внутренней работы через освобождение от заблуждений ума и порочных страстей (эгоизма, своекорыстия, жадности, властолюбия и пр.). АКТА реабилитирует катарсис, возвращая ему аристотелевское значение. Катарсис напрямую связан с театром, ибо театр делает видимым скрытое: только через диалог проясняется внутренний конфликт. Катарсис связан не только с осознанием, но и с последующей перестройкой психологических отношений. Для подтверждения этого важного с точки зрения психотерапии положения обратимся к исследованиям катарсиса в области художественного восприятия и творчества. Л. С. Выготский [цит. по 13] понимал психологический механизм катарсиса как редукцию негативных эмоций посредством синтеза противоположных эмоциональных тенденций в структуре произведения искусства. Анализируя психологию эстетической реакции, он приходит к убеждению, что истинную ее природу составляет «аффективное противоречие и его разрешение в коротком замыкании противоречивых чувств». От басни до трагедии – пишет Выготский – закон эстетической реакции один: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции. Полемизируя с Выготским Т. А. Флоренская [13], анализируя трагедию Софокла, высказывает точку зрения, что переживание трагического действия приводит не к разрядке нервной энергии, не к «погашению» и «уничтожению» аффектов, а к их преобразованию и гармонизации. Зритель уходит не «разряженным», а «наполненным» и «воодушевленным» [13]. Автор задается вопросом, почему противоречие разнонаправленны В кульминации трагедии происходит разрешение проблемы, разворачивающейс Катарсис – это осознание. Но не в смысле фрейдовского погружения в низины подсознательного Эти рассуждения Флоренской для нас очень важны, поскольку убеждают в том, что психотерапия – это не просто искусство, это область «высокого искусства», искусства перестройки системы отношений личности от узко эгоцентрических интересов к доминированию высших общечеловеческих идеалов. В контексте аналитико-катарт необходимой степени зрелости. «Бесполезно трясти дерево, пока плод не созрел». Более или менее длительный подготовительный этап призван способствовать процессу «созревания». Основной техникой АКТА, непосредственно нацеленной на осознание внутреннего конфликта, является монодраматическа взаимодействие терапевта и протагониста (пациента). Терапевт подготавливает эту встречу и проводит ее – все находится под его контролем. Терапевт замечает очевидное противоречие, он видит «слепое пятно» (в чужом глазу…) или, по меньшей мере, различает размытые контуры просвечивающей сквозь фон фигуры. Его цель помочь пациенту различить нечеткие очертания, переместить фигуру в область ясного восприятия. Внутреннее противоречие выявляется или в процессе предварительного психогенетическо В процессе диалога-встречи пациент последовательно отождествляется с конфликтующими тенденциями своей личности. Внутренний конфликт разыгрывается с помощью техники «пустого стула» − изобретения Якова Морено. Здесь используются два варианта: 1) диалог с самим собою (со своим двойником, или alter ego); 2) диалог с «воображаемым другим» – с эмоционально значимой фигурой или лицом, непосредственно вовлеченным в межличностный конфликт. Диалог-встреча с другим расценивается в АКТА как более эффективный, поскольку в этом случае прорабатывается конкретный актуальный конфликт в ситуации его обострения «здесь и сейчас». Суть катартической техники состоит не в том, чтобы вызвать сильные душевные волнения путем проигрывания реальной конфликтной ситуации из прошлого или настоящего пациента − если бы ставилась такая задача, то трудно было бы рассчитывать на большее, нежели эмоциональное отреагирование, − а в проигрывании внутреннего конфликта в диалоге с воображаемым другим, в процессе которого происходит экстернализация внутренних противоречий и болезненных переживаний протагониста. Диалог с воображаемым другим не является пассивным отражением реальных межличностных отношений, он носит виртуальный характер: протагонист создает «новую реальность» в отношениях с другим, отличную от реальной жизни и реальных отношений за пределами терапевтической среды (диалога-встречи Этот диалог не следует рассматривать и как попытку решения межличностного конфликта путем поиска компромисса, это бескомпромиссная переоценка протагонистом своих отношений через осознание собственного вклада в возникновение конфликтной ситуации. Диалог, таким образом, разыгрывается не в межличностной плоскости отношений, а сугубо в интрапсихической Преодоление сопротивления – главная задача психотерапевта. Хорошо известен афоризм Ф. Перлза «что и как важнее, чем почему». Он нуждается в толковании. Традиционный (психодинамическ При проведении патогенетическог Итак, АКТА рассматриваем катарсис как осознание, которое возникает в виде озарения на высоте интенсивного переживания, сопровождаясь снятием психологической защиты с высвобождением подавленных чувств. В аналитико-катарт Если патогенетическая психотерапия предназначалась сугубо для лечения неврозов, что подчеркивалось и в ее названии – «патогенетическа Литература 1. Александров А. А. Аналитико-катарт 2. Александров А. А. Катарсис: внутренний взрыв, ведущий к реорганизации отношений /А. А. Александров//Вес 3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления кризисных ситуаций. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с. 4. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта / пер. с фр. — СПб. : СпецЛит., 2001. — 288 с. 5. Дюбуа П. (Dubois P.) Психоневрозы и их психическое лечение / пер. с фр. — СПб. : Изд-во К. Л. Риккера, 1912. — 382 с. 6. Интегративные аспекты современной психотерапии / под ред. Б. Д. Карвасарск 7. Карвасарский Б. 8. Мазур Е. С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Гештальт-95. Сб. материалов Моск. гештальт-институ 9. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. — М. : Учпедгиз, 1946. — 304 с. 10. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. — 428 с. 11.Мясищев В. Н. О генетическом понимании психоневрозов // Советская невропсихиатрия. 12. Перлз Ф. Практика гештальт терапии.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001. — 480 с. 13. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978. — Т. 2. — С. 562—570. 14. Яковлева Е. К. Патогенез и психотерапия невроза навязчивых состояний : автореф. дис. … канд. мед. Наук — Л., 1940. 15. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии / пер. с англ. — СПб. : Питер, 2000. — 640 с. 16. Rogers C. R. Counseling and Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1942. Реферат Раскрывается значение катарсиса в аналитико-катарт Рассматривается основная техника АКТА – «диалог-встреча» (encounter) – процедура, в процессе которой внутреннее противоречие идентифицируется Ключевые слова: аналитико-катарт |